Реформа госслужбы-2: что поменяют в министерствах

В правительстве запланировали до конца года внедрить следующий этап реформы государственной службы. Вслед за госсекретарями в число госслужащих добавятся генеральные директораты.
До конца текущего года 10 министерств должны сформировать свои первые генеральные директораты – по вопросам пенсионной реформы, здравоохранения, юстиции, образования, децентрализации и публичных финансов. Что это за структурные подразделения, чем они будут заниматься, какую пользу принесут и возрастет за их счет «штат» госслужащих – выясняли журналисты сайта «24».
Уже уже реформировали
Как объясняют эксперты госреформы, основная задача – отделить политическую составляющую от работы министерств.
«Какая бы партия не пришла к власти, это не должно влиять на качество работы государственного аппарата, поскольку от этого зависит конкурентоспособность и дееспособность всей страны. Чтобы обеспечить политическую нейтральность государственной службы, в Украине создан институт государственных секретарей, которые назначаются в министерствах на пять лет», – объяснила заместитель государственного секретаря Кабинета министров Украины Татьяна Ковтун.
Следующие шаги
Первоочередные задачи в реформировании министерств: освободить их от управления государственными предприятиями, инспекций, проверок, оказания услуг, выдачи лицензий. Далее – выстроить такой процесс, чтобы сначала принимались взвешенные совместные решения, а уже потом готовились нормативные акты. Эти же общие решения должны приниматься в аналитических центрах при министерствах, где будут работать специалисты по каждой отрасли (в зависимости от компетенции министерства), и эти специалисты будут новыми людьми, с новым видением, но которые уже имеют определенные достижения и знания. Собственно, это и будут генеральные директораты.
Это не просто подразделение, где работают много специалистов, которые пишут ответы гражданам, депутатам … А это такая группа людей, которые имеют аналитические навыки, могут писать законопроекты, анализировать проблемы граждан, понять, как их решить, – рассказала первый заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова.
Директор Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко отметил, что «министерства должны превратиться в своеобразные аналитические центры и проектные офисы реформ. Генеральные директораты в реформированных министерствах должны проводить анализ состояния дел, идентифицировать проблемы, коммуницировать со стейкхолдерами, на этой основе предлагать обоснованные предложения относительно политики правительства и соответственно готовить законодательство необходимо для имплементации».
Как будут выглядеть генеральные директораты
Это будет специальное подразделение людей, которые будут именно формировать политику министерства. Количество их зависит от сферы компетенции министерства. Возглавит каждый директорат генеральный директор.
В частности, по словам Севостьянова в Министерстве юстиции планируют сначала сформировать 2 полноценных директората к концу года, а в следующем – еще четыре. Зато в других министерствах подход иной: сформировать все необходимые директораты, но частично, а полный штат подбирать постепенно.
Во время пилотного периода реформирования планируют набрать около 1000 новых сотрудников в генеральные директораты. При этом Минфин запрещает создавать новые должности. Схема такова: как только формируется генеральный директорат, происходит передача ему соответствующих полномочий, а такое же количество должностей, которые ранее этими вопросами занимались, будет сокращено.
Под «оптимизацией» подразумевают не сокращение персонала, а разгрузку министерств от лишней работы, чтобы они сосредоточились непосредственно на формировании политики в своих сферах. В результате функционального анализа мы должны определить функции, которые являются несвойственными или устаревшими – управление государственной собственностью, оказания услуг. Эти функции должны быть рано или поздно выведены из министерств в другие органы исполнительной власти – агентства, службы и инспекции, – объяснил Сергей Сорока, менеджер группы реанимационного пакета реформ «Реформа публичной администрации».
Окончательным итогом этой реформы в каждом из министерств должно быть 4-5 генеральных директоратов, и 60-70 генеральных директоров с командой в целом во всех министерствах.
Как формировать генеральные директораты
На конкурсной основе. При каждом министерстве будет действовать специальная конкурсная комиссия. Кандидатам предстоит пройти несколько этапов отбора.
До конца августа обещают запустить портал вакансий в генеральные директораты всех 10 пилотных министерств, где каждый кандидат сможет также подать основные сведения о себе. Обязательным условием является представление декларации о доходах.
Среди экзаменов для претендентов: – тест на знание законодательства Украины, – тест на логическое мышление, – подтверждение знания украинского языка (в дипломе об образовании или сдать тест и получить соответствующий сертификат, если человек учился за рубежом). – собственно собеседование, где будут ставить ситуативные задачи и вопросы о мотивации кандидата.
Руководство и зарплаты
Подотчетными генеральные директораты будут профильным заместителям министра. Но при этом им обещают значительно более высокую заработную плату. Так директор генерального директората будет получать 60-65 тысяч гривен, руководители экспертных групп – 50 тысяч, рядовые эксперты – 40 тысяч гривен. Доплаты этим специалистам сначала будут осуществляться «из кармана» Евросоюза. Далее ожидают, что с этой задачей справится и украинский бюджет.
Ожидание у реформаторов достаточно оптимистичное. Главное, говорят, чтобы эксперты из различных сфер деятельности пошли на конкурсы и стали эффективными госслужащими в составе генеральных директоратов.