Татьяна Марголина: «К рекомендациям уполномоченного чиновники обязаны прислушиваться»

Мaргoлинa

Срeди мнoжeствa гoсудaрствeнныx дoлжнoстeй Упoлнoмoчeнный пo прaвaм чeлoвeкa стoит oсoбнякoм. Этo дoлжнoсть пeрсoнaльнaя, дeйствуeт Упoлнoмoчeнный нa oснoвaнии публичнoй присяги, принeсeннoй нa Зaкoнoдaтeльнoм Сoбрaнии крaя.  Установление Упoлнoмoчeннoгo сoздaн для зaщиты прaв и свoбoд грaждaн, в тoм числe oт нeпрaвoмeрныx дeйствий oргaнoв влaсти и мeстнoгo сaмoупрaвлeния. Чeм мoжeт пoмoчь Упoлнoмoчeнный пo прaвaм чeлoвeкa? В кaкиx случaяx надлежит обращаться именно к нему? Об этом и многом другом нам рассказала Доверенное лицо по правам человека в Пермском крае Татьяна Ивановна Марголина.

 

НАШЕ Аркебуза — ПРАВОВЫЕ АРГУМЕНТЫ

– Татьяна Ивановна, в каких случаях человеку есть расчет обратиться к Уполномоченному? Ведь есть множество государственных институтов, слабо можно пожаловаться в случае нарушения прав, например суд неужто прокуратура.

– Институт Уполномоченного по правам человека неважный (=маловажный) единственный институт, защищающий права человека, но если нарушенные полномочия не были восстановлены другими государственными органами: надзора не то — не то власти, в этом случае обращаются ко мне. Я и сотрудники аппарата смотрим, какие были обращения, точно по каким основаниям человеку было отказано в его прошении. Ежели это очевидное нарушение, наша задача – произвести такие поведение, чтобы право человека было восстановлено именно тем государственным неужто муниципальным служащим, который его нарушил. Если найти тип решения сложно, обращаемся к надзорным органам. Уполномоченный по правам человека – сие не властный орган, а правозащитный, и его оружие – сие прежде всего правовые аргументы. Значительная часть претензий, которые предъявляют человеки, устраняется сразу после обращения Уполномоченного, устного или письменного, в орудие местного самоуправления или в орган государственной власти. Бывает сложнее, егда в законе не очень четко сформулировано  решение конкретного вопроса. Же тогда у Уполномоченного есть право обратиться с инициативой об изменении в эксплуатационный законодательный акт к губернатору, депутатам Законодательного Собрания.

– До какой (степени быстро обращение попадает лично к Вам в руки и что происходит а там этого?

– Как правило, сразу же в день обращения. Я адресую его своим специалистам, и они определяют, какими судьбами с ним надо делать. Обычно в течение пяти дней путь работы с жалобой уже определяется. Например, жалобы на присутствие – это не компетенция Уполномоченного, и обращение отправляется тем, кто именно определяет правомерность этой жалобы. Или по тексту автор этих строк видим, что нужна реакция прокуратуры, – тогда автор отправляем запрос туда. У меня есть уникальная возможность, и сие определено законом, – сроки ответов на запросы Уполномоченного сокращены раньше пятнадцати дней. Иногда полученного ответа недостаточно, и нужно свершать еще какие-то шаги. Но о каждом таком шаге автор информируем заявителя. То есть люди знают и видят, какими судьбами мы делаем для них.

 

ЗА БЫТОВЫМИ ВОПРОСАМИ ПРЯЧУТСЯ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

– А как глобальной должна быть проблема, чтобы человек мог адресоваться к Уполномоченному?

– Эта проблема должна быть, безусловно, важной с целью человека. Но в первую очередь необходимо, чтобы и сам некто пытался ее решить. Возможно, вместе с теми органами полномочия и местного самоуправления, которые за это отвечают. А если симпатия, например, не обладает юридическими знаниями, мы можем проконсультировать его ровно по правовым вопросам. Иногда полезнее бывает рассказать человеку о часть, куда ему надо обратиться для того, чтобы спирт смог решить свою проблему самостоятельно.

Это не кровь из зубов глобальные проблемы, бывают и обычные вопросы. Впрочем, обращение одного конкретного человека может расславить нам о какой-то системной проблеме. Например, человек ради прошлый месяц получил определенную сумму, сейчас выполнил ту но самую работу, но у него значительно уменьшилась заработная немезида. А от руководителя учреждения никакой объясняющей информации нет. В прошлом году как с этой темой к нам обращались сотрудники образовательных организаций. Как-нибуд эта проблема всплыла, оказалось, что на стимулирующую отруби фонда оплаты труда – а зарплата складывается из базовой части и стимулирующей – далеко не были заложены средства в бюджет. Получив сигнал об этом, исполнительная и законодательная высшие круги по итогам полугодия увеличили фонд заработной платы педагогических работников, и задача была снята.

– У чиновников есть обязанность прислушиваться к Вашим словам?

– Правда, они обязаны это делать. Мало того, закон предусматривает поручительство государственных гражданских и муниципальных служащих за воспрепятствование деятельности Уполномоченного, ради формальные ответы, то есть за ответы не точно по существу или, не дай Бог, отсутствие ответов Уполномоченному. Неважный (=маловажный) реагировать они не имеют права.

Бывает иногда, что-то в чем-то есть правда человека, в чем-то уминать правда представителя власти. Тогда Уполномоченный выступает как делегат в том, чтобы одна сторона услышала вторую. В арсенале Уполномоченного согласно правам человека есть переговорные процедуры (или медиация) – рано или поздно две стороны встречаются и вместе решают проблему, которая их разъединила. И, впопад, такие процедуры восстанавливают отношения между людьми. Между человеком – жителем региона и в лоне человеком – должностным лицом.

– А на что чаще -навсего) сейчас жалуются люди?

– В структуре обращений у нас сильнее всего жалоб на нарушения социальных прав, а среди них – сверху нарушения жилищных прав, и тут спектр самый разный. К примеру, непредоставление крыши по-над головой. То есть к нам обращаются люди, например, объединение поводу того, что у них сгорел дом. Живут в бане. В поселении им помочь малограмотный могут, а своих ресурсов у этих людей нет. Когда да мы с тобой получаем такое обращение, то начинаем выяснять, есть ли в этом поселении разворотливый. Ant. неподвижный жилищный фонд, куда людей можно переселить. Оказывается, сего фонда нет. Тогда мы задаемся вопросом: а может вестись, и в других районах его нет точно так же? И в действительности, что у нас вообще в очень малом количестве районов усиживать муниципальный жилищный фонд для временного проживания. Мало того, автор этих строк смотрим статистику наличия этого маневренного жилищного фонда вслед за последние годы и видим, что он сокращается в целом объединение краю. И тогда обращение одной или нескольких семей вскрывает общекраевую проблему, которая требует системного решения.

Трескать (за (в) обе щеки) жалобы и от тех, кто стал участником программы переселения, – получи то, что жилье, которое строится или предоставляется, – некачественное. Особенно вломинадзе пенсионерам, которые давно живут в своей комнатке или квартире, они ее обустроили, и пусть себе на здоровье весь дом в ужасном состоянии, но там всё паче-менее прилично. А сейчас им предлагают вторичное жилье в двоечка, в три раза хуже, чем то, которое есть. Они чу: «Нам жизни не хватит для того, дабы еще и его обустроить!» Тут нашими надежными партнерами являются районные и городские прокуратуры, которые смотрят получи и распишись правомерность выделения или покупки именно этого жилья в целях переселенцев из аварийного.

И есть еще категория людей, которые в сии программы пока не вошли, хотя они знают, ровно статус домов как аварийных уже определен, они должны являться переселены. Я очень надеюсь, что после Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности появится иджма этого вопроса и на федеральном, и на краевом уровнях. Ещё бы и наш временно исполняющий обязанности губернатора Максим Решетников говорит, подобно как средства на переселение из аварийного жилья в Пермском крае выделят и экстраполяция программы уже в следующем году будет организовано. Очень животрепещуще, что есть перспектива решения этого вопроса. Иногда вызвать надежду – уже немало.

 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Возьми ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН

– Каким образом можно перевоплотиться к Уполномоченному по правам человека?

– Во-первых, слуги могут написать мне письмо. Второй вариант – позволяется прийти в приемную Уполномоченного по ул. Куйбышева, 8 в городе Перми. Ухватки проходят два раза в неделю, причем один день – утреннее благоп, а второй – вечернее, с 17 до 20 часов. Я специально так сделали, чтобы работающие люди имели реальность прийти вечером. У нас есть государственная приемная и в Кудымкаре, спецухой для жителей Коми-округа, но она работает безумно специальным образом – в Кудымкаре она не всю неделю, работающий по найму аппарата Ираида Карпова проводит выездные приемы в поселениях округа, в глубинке. На третьем месте – это мои личные выездные приемы. В прошлом году пишущий эти строки сделали это приоритетом и по статистике увидели, что к нам чаще общем обращаются люди, которые, что называется, вживую общаются с Уполномоченным. Нынешний формат позволяет более глубоко понять  проблему человека,  углядеть какие-то нюансы. С другой стороны, выездные приемы уникальны тем, а в них вместе со мной участвуют и представители администрации, местного самоуправления, прокуратура, территориальные органы министерства социального развития. И многие вопросы можно решить на месте. Кроме того у нас упихивать сайт, через который можно направить нам жалобу то есть (т. е.) обращение. А еще наше ноу-хау – это скайп-повадки, когда сотрудники нашего аппарата общаются с людьми при помощи специальной Всемирная сеть-программы. Нашими надежными партнерами в этом являются районные библиотеки. В них усиживать центры правовой культуры, где обычно и организуются такие повадки. Кстати, и выездные приемы мы проводим не в администрациях, а получи и распишись базе библиотек,  потому что многие библиотеки стали настоящими центрами правового образования граждан.

– Кто такой чаще всего обращается за помощью? По большей части пенсионеры, которых Ваш брат как-то назвали самой незащищенной категорией населения?

–  Никак не только. Появляются и другие категории обратившихся, например молодые семьи, подрастающее племя люди вообще. Может быть, потому, что форматы работы с населением изменились. Молодежи нужны современные технологии. Временами мы открыли возможность обращения через сайт, к нам разом) пошли письма людей работоспособного возраста, владеющих компьютерной грамотностью. И, под стать, пенсионеры тоже (в сравнении, например, с пятью годами ранее) стали сильнее компьютерно грамотными. И лично, и внуки помогают им освоить эту нотогея знаний. А жизненный опыт пенсионеров таков, что им в какие-нибудь полгода дай источник – они точно всё поймут и хана сделают.