Три проблемы декоммунизации

Бoльшaя чaсть oбщeствa нe xoчeт дeмoнтaжa пaмятникoв Лeнину и выскaзывaeтся прoтив пeрeимeнoвaния сoвeтскиx нaзвaний гoрoдoв и улиц. Этo – дaнныe сoциoлoгичeскoй группы «Рeйтинг», кoтoрaя в нaчaлe нoября прoвeлa oпрoс oб oтнoшeнии укрaинцeв к oтдeльным истoричeским личнoстям и прoцeссу дeкoммунизaции в стрaнe.
Вo врeмя Шкoлы мeждунaрoднoй журнaлистики «Вызoвы дeкoммунизaции» в Укрaинскoм кaтoличeскoм унивeрситeтe дирeктoр «Рeйтингa» Aлeксeй Aнтипoвич и истoрик и сoциoлoг Oксaнa Миxeeвa пoпытaлись oбъяснить, пoчeму знaчитeльнaя чaсть нaсeлeния выступaeт прoтив дeкoммунизaции и пoчeму этo сoпрoтивлeниe пaссивнoe.
Рeгиoнaльный разногласия. Ant. консолидация
Первая проблема – расхождение по региональному признаку. Согласованно данным опроса «Рейтинга», почти половина респондентов (48%) высказывается сзади инициативы демонтажа всех памятников Ленину в Украине. На семь процентов не в такой мере респондентов, которые поддерживают эту идею (41%), не определились – 11%.
Артефакт может восприниматься по-разному, говорит Оксана Михеева, как ни говорите человеку больно расставаться с тем, что накапливает воспоминания.
Человека мемориал может связывать с различными воспоминаниями: из детства, прогулок и т.д. Возлюбленный может стать частью его персональной истории. Если его выключить, человек будет чувствовать дыру в памяти, – считает исследовательница.
Благодушие общества к переименованию населенных пунктов и улиц, носящих советские названия, в свой черед неоднозначно. В целом инициативу скорее не поддерживает большая осколки опрошенных (57%), чем поддерживает (35%). Ситуация одновременно приметно меняется, если допустить выборочное переименование тех или иных городов и улиц: состав сторонников уже превышает количество противников (49% против 44%).
Аля Антипович считает, что процесс декоммунизации фактически разделил страну. Точно по его словам, сопротивление декоммунизации будет сохраняться и дальше.
Едва 60% жителей юга и более 60% востока Украины наперекор этого. Это огромная масса людей. К тому же, в структуре страны полдень и восток занимают значительно больший удельный вес, чем центральная) часть и запад, – комментирует социолог.

Впрочем, сопротивление может быть пассивным. Переименование города в Кропивницкий, которое, в различие от смены советских названий других городов, имело махина резонанс, не вызвало массовых протестов. На манифестацию вперерез такого решения вышли всего лишь несколько сотен единица. Хотя, по результатам опроса Киевского международного института социологии разом. Ant. порознь с группой «Рейтинг», только 4% опрошенных поддерживали название Кропивницкий, в в таком случае время как сторонников старого названия было 57%.
Принимая нет слов внимание случай в Кропивницком, Оксана Михеева вспоминает начало 2000-х годов, подчас в Донецке проводили опрос о переименовании улиц. Большинство дончан были несмотря на. Ant. позади, отмечает социолог, и добавляет, что в основном это были пожилые семя.
Чем дольше человек живет на одном месте, тем менее он хочет изменений. Люди уверяли, что будут делать активное сопротивление в случае насильственного переименования. На вопрос, кто такой выйдет протестовать, ответ был – Донбасс. Но когда спрашивала, выйдете ли вот то-то и оно вы, ответ был – нет. Это специфика не всего Донбасса, а украинца как такового. Человек ожидает, что сие сделает кто-то другой, – считает Михеева.
Старики и дети
Вторая проблема – отсутствие коммуникации. В недавнем опросе «Рейтинга» касательно декоммунизации есть интересный факт: чем моложе респонденты и нежели выше уровень их образования, тем больше они поддерживают декоммунизационные инициативы. Такая а ситуация с селом и городом: селяне больше поддерживают демонтаж памятников и переименование улиц, нежели горожане. Причина, по мнению Антиповича, в том, что в селе жива кэш, и люди больше общаются друг с другом.
Проблемы в коммуникации видит в свою очередь и Оксана Михеева. Она считает, что на отношение общества к процессу декоммунизации влияет ахиллесова пята разговоров на исторические темы в семейном кругу.
Сие следствие травматичного опыта советского человека. В те времена и старый и малый привыкли к осторожности со словами. Более того, если в семье были ребёнок), родители понимали, что ребенок может вынести разговоры с кухни для улицу, – говорит исследовательница, и добавляет, что традиция умолчания трансформировалась в досада по отношению к историческим сюжетам.

Еще одной причиной неприятия большей более или менее населения процесса декоммунизации, по мнению Михеевой, является в таком случае, что большинство украинцев получают информацию об историческом прошлом сбивчиво из телевизора, а не из книг или документов. Историческая парамнезия украинцев не доходит дальше ХХ века. Более того, симпатия в основном останавливается на Второй мировой войне, максимум получи и распишись 20-30 годах, говорит она.
«Кухонная» тория и латентное школенье
Третья проблема – в образовательной сфере. В этом году в школах ввели новую программу преподавания истории ХХ века для того 10-11 классов, где коммунистический режим приравнивается к нацистскому. После мнению Оксаны Михеевой, после школьных уроков истории многих детей ждет объяснение альтернативной истории дома, в семье. И у каждого поколения – своя версии толкования прошлого.
Ажно больше, исследовательница вместе с другими участниками проекта «Транскультурная реконцептуализация Украины», что проводился при поддержке швейцарского университета Санкт-Галлен, обнаружили наличествование латентного учебного плана. В проекте несколько фокус-групп работали с преподавателями украинской литературы и истории. Михеева была модератором групп и интервьюером.
Кушать учебник, а есть преподаватель. Поэтому собственная интерпретация истории может передаваться не только дома, но и в классе. Учителю, который знает одну историю, дают противолежащий учебник с другой историей, и детей он будет готовить по мнению-новому, потом снова другой учебник и так далее. Должно, ирония, мимика, комментарий преподавателя может полностью изменить величавый месседж, – объясняет Оксана Михеева.
В целом ситуацию с декоммунизацией распорядитель «Рейтинга» Алексей Антипович сравнивает с отношением общества к безвизовому режиму. Согласно его словам, на вопрос, поддерживают ли они оказание Украине безвизового режима с ЕС, большинство граждан отвечает: на гумне — ни снопа. Причины разные, основная – бедность, которая сосредоточивает человека отнюдь не на путешествиях, а на выживании. Однако молодежь и люди среднего возраста с касательно высоким уровнем дохода в основном поддерживают безвиз.
Требуется понимать, на что мы ориентируемся. Общий показатель – сие консенсус между шестидесятилетней бабушкой из Харькова, которая маловато в каких городах Украины была, и 20-летним студентом со Львова, что в Польше бывает чаще в Киеве? – говорит Антипович.
По мнению мнению директора «Рейтинга», если мы работаем на завтра, тогда надо ориентироваться на социально активных – молодежь и дюжинный возраст. Однако власти следует обязательно разъяснять свои поступки и тем, кто не согласен с политикой декоммунизации.
Автор этих строк: Дмитрий Пальчиков

Три проблемы декоммунизации

Бoльшaя чaсть oбщeствa нe xoчeт дeмoнтaжa пaмятникoв Лeнину и выскaзывaeтся прoтив пeрeимeнoвaния сoвeтскиx нaзвaний гoрoдoв и улиц. Этo – дaнныe сoциoлoгичeскoй группы «Рeйтинг», кoтoрaя в нaчaлe нoября прoвeлa oпрoс oб oтнoшeнии укрaинцeв к oтдeльным истoричeским личнoстям и прoцeссу дeкoммунизaции в стрaнe.
Вo врeмя Шкoлы мeждунaрoднoй журнaлистики «Вызoвы дeкoммунизaции» в Укрaинскoм кaтoличeскoм унивeрситeтe дирeктoр «Рeйтингa» Aлeксeй Aнтипoвич и истoрик и сoциoлoг Oксaнa Миxeeвa пoпытaлись oбъяснить, пoчeму знaчитeльнaя чaсть нaсeлeния выступaeт прoтив дeкoммунизaции и пoчeму этo сoпрoтивлeниe пaссивнoe.
Рeгиoнaльный раздор
Первая проблема – расхождение по региональному признаку. Примирительно данным опроса «Рейтинга», почти половина респондентов (48%) высказывается сзади инициативы демонтажа всех памятников Ленину в Украине. На семь процентов не в такой мере респондентов, которые поддерживают эту идею (41%), не определились – 11%.
Артефакт может восприниматься по-разному, говорит Оксана Михеева, как ни говорите человеку больно расставаться с тем, что накапливает воспоминания.
Человека мемориал может связывать с различными воспоминаниями: из детства, прогулок и т.д. Возлюбленный может стать частью его персональной истории. Если его выключить, человек будет чувствовать дыру в памяти, – считает исследовательница.
Благодушие общества к переименованию населенных пунктов и улиц, носящих советские названия, как и неоднозначно. В целом инициативу скорее не поддерживает большая отруб опрошенных (57%), чем поддерживает (35%). Ситуация одновременно хлестко меняется, если допустить выборочное переименование тех или иных городов и улиц: часть сторонников уже превышает количество противников (49% против 44%).
Лёня Антипович считает, что процесс декоммунизации фактически разделил страну. До его словам, сопротивление декоммунизации будет сохраняться и дальше.
Мала) 60% жителей юга и более 60% востока Украины вперерез этого. Это огромная масса людей. К тому же, в структуре страны зюйд и восток занимают значительно больший удельный вес, чем фундамент и запад, – комментирует социолог.

Впрочем, сопротивление может красоваться пассивным. Переименование города в Кропивницкий, которое, в отличие от смены советских названий других городов, имело внушительный резонанс, не вызвало массовых протестов. На манифестацию сравнительно с чем такого решения вышли всего лишь несколько сотен человечек. Хотя, по результатам опроса Киевского международного института социологии вкупе с группой «Рейтинг», только 4% опрошенных поддерживали название Кропивницкий, в в таком случае время как сторонников старого названия было 57%.
Принимая умереть и не встать внимание случай в Кропивницком, Оксана Михеева вспоминает начало 2000-х годов, от случая к случаю в Донецке проводили опрос о переименовании улиц. Большинство дончан были наперекор, отмечает социолог, и добавляет, что в основном это были пожилые слуги.
Чем дольше человек живет на одном месте, тем менее он хочет изменений. Люди уверяли, что будут показывать активное сопротивление в случае насильственного переименования. На вопрос, кто именно выйдет протестовать, ответ был – Донбасс. Но когда спрашивала, выйдете ли не больше и не меньше вы, ответ был – нет. Это специфика не токмо Донбасса, а украинца как такового. Человек ожидает, что сие сделает кто-то другой, – считает Михеева.
Шнурки и дети
Вторая проблема – отсутствие коммуникации. В недавнем опросе «Рейтинга» касательно декоммунизации есть интересный факт: чем моложе респонденты и нежели выше уровень их образования, тем больше они поддерживают декоммунизационные инициативы. Такая а ситуация с селом и городом: селяне больше поддерживают демонтаж памятников и переименование улиц, нежели горожане. Причина, по мнению Антиповича, в том, что в селе жива мнемозина, и люди больше общаются друг с другом.
Проблемы в коммуникации видит опять же и Оксана Михеева. Она считает, что на отношение общества к процессу декоммунизации влияет неисправность разговоров на исторические темы в семейном кругу.
Сие следствие травматичного опыта советского человека. В те времена всегда привыкли к осторожности со словами. Более того, если в семье были выводок, родители понимали, что ребенок может вынести разговоры с кухни для улицу, – говорит исследовательница, и добавляет, что традиция умолчания трансформировалась в досада по отношению к историческим сюжетам.

Еще одной причиной неприятия большей не полностью населения процесса декоммунизации, по мнению Михеевой, является так, что большинство украинцев получают информацию об историческом прошлом с пятого на десятое из телевизора, а не из книг или документов. Историческая воспоминания украинцев не доходит дальше ХХ века. Более того, возлюбленная в основном останавливается на Второй мировой войне, максимум в 20-30 годах, говорит она.
«Кухонная» тория и латентное просвещение
Третья проблема – в образовательной сфере. В этом году в школах ввели новую программу преподавания истории ХХ века к 10-11 классов, где коммунистический режим приравнивается к нацистскому. Ровно по мнению Оксаны Михеевой, после школьных уроков истории многих детей ждет комментарий альтернативной истории дома, в семье. И у каждого поколения – своя версии толкования прошлого.
Хоть больше, исследовательница вместе с другими участниками проекта «Транскультурная реконцептуализация Украины», какой-либо проводился при поддержке швейцарского университета Санкт-Галлен, обнаружили имение латентного учебного плана. В проекте несколько фокус-групп работали с преподавателями украинской литературы и истории. Михеева была модератором групп и интервьюером.
Подчищать учебник, а есть преподаватель. Поэтому собственная интерпретация истории может поддаваться. Ant. браться не только дома, но и в классе. Учителю, который знает одну историю, дают противолежащий учебник с другой историей, и детей он будет готовить по мнению-новому, потом снова другой учебник и так далее. Должно, ирония, мимика, комментарий преподавателя может полностью изменить знаменательный месседж, – объясняет Оксана Михеева.
В целом ситуацию с декоммунизацией заправила «Рейтинга» Алексей Антипович сравнивает с отношением общества к безвизовому режиму. Числом его словам, на вопрос, поддерживают ли они доставка Украине безвизового режима с ЕС, большинство граждан отвечает: в закромах. Причины разные, основная – бедность, которая сосредоточивает человека отнюдь не на путешествиях, а на выживании. Однако молодежь и люди среднего возраста с релятивно высоким уровнем дохода в основном поддерживают безвиз.
Приходится понимать, на что мы ориентируемся. Общий показатель – сие консенсус между шестидесятилетней бабушкой из Харькова, которая один-другой в каких городах Украины была, и 20-летним студентом со Львова, тот или иной в Польше бывает чаще в Киеве? – говорит Антипович.
Объединение мнению директора «Рейтинга», если мы работаем на судьба, тогда надо ориентироваться на социально активных – молодежь и не ((бог (весть возраст. Однако власти следует обязательно разъяснять свои поступки и тем, кто не согласен с политикой декоммунизации.
Составитель: Дмитрий Пальчиков