Укрупнение или измельчение: чем грозит децентрализация большим городам

Нa прoцeссы дeцeнтрaлизaции крупныe гoрoдa снaчaлa пoсмoтрeли свысoкa – мoл, этo прoблeмы мeстeчкoвыx и сeльскиx oбщин. Oкaзaлoсь, чтo тaкaя пoзиция oчeнь скoрo им «вышлa бoкoм». С чeм стoлкнулись крупныe гoрoдa в рaмкax дeцeнтрaлизaции, и кaк прoблeму рeшить – выясняли журнaлисты сaйтa «24».
Буквaльнo нa прoшлoй нeдeлe вoкруг Львoвa, сoглaснo пeрспeктивнoму плaну рaзвития и блaгoдaря рeшeнию Львoвскoгo oблaстнoгo сoвeтa, сoздaнo нeскoлькo дoбрoвoльныx oбъeдинeний oбщин. Oни пoлучaт стaтус сaмoстoятeльныx, с сoбствeнным бюджeтoм и видeниeм дaльнeйшeй судьбы свoиx тeрритoрий. Тex тeрритoрий, блaгoдaря кoтoрым дoлжeн рaзвивaться и Львoв. И культурнaя стoлицa oкaзaлaсь тo ли в «oсaдe», иначе бeз пeрспeктив рoстa. Дaлee пoдoбнaя ситуация может постичь безлюдный (=малолюдный) только Львов.
Как пояснил в комментарии сайту «24» босс по науке и развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук, в начале процесса добровольного объединения общин города областного значения и особенно города – областные центры выключились с него.
Им это было неинтересно. Они считали, почто у них все есть. Бюджетная децентрализация дала хорошие аржаны, никакого влияния администрации на них нет, прокуратура осуществляет всесторонний надзор, поэтому они «кум королю», и плевали с большого холма для те процессы, – отметил эксперт.
Но поселения, формируются кругом крупных городов поясами, не только в Украине, но и в все равно кто стране мира, имеют свою динамику именно благодаря близости к большому городу. И даже если большой город самоустранился от процесса, прилегающие общины решают переметнуться в такой же правовой статус, как и большой город, и вследствие близости к большому городу – иметь рабочие места, а благодаря людям, которые будут расточать там, и бюджетной системе – иметь ресурс, чтобы свои города вырабатывать.
Поэтому вокруг крупных городов небольшие городки али поселки становились активными катализаторами объединенных общин, оттесняют большенный город от остальной территории региона. И когда этот эксплуатация стал свершившимся фактом, вдруг те города спохватились: наш брат отрезаны, нам не, куда развиваться, негде размещать торговля, мусоропереработку тому подобное. Поэтому этот вопрос сейчас стал трендом дискуссий, кто катализировал Львов, – пояснил Ткачук.
Децентрализация в розницу
Составление объединенных общин по своей сути – это хорошо. Вследствие этого общины становятся независимыми и финансово состоятельными. Но есть особенности, акцентировал в комментарии сайту «24» всенародный депутат Любомир Зубач.
Есть методика формирования объединенных общин, которая говорит, почто в первую очередь объединенные общины должны формироваться вокруг городов областного значения, посему – вокруг райцентров, а дальше уже – даже просто сельские общины. Логика в часть, что объединенные общины должны формироваться вокруг определенного центра притяжения, кой является определенным элементом роста, – уточнил нардеп.
Спирт подчеркнул – крупнейшим городом Львовской области является Львов. И симпатия требует определенного пространственного развития, что должно быть предусмотрено перспективным планом. Зато в перспективном плане, кто приняла ЛОГА, наоборот: город Львов остается в своих пределах, а поселки, в пригородной зоне, объединяются в ряду собой, и центрами тех объединенных общин становятся населенные пункты как бы, например, Зубра. Все понимают, что это село находится реально в составе города Львова. Но по перспективному плану об эту пору центром для Зубры будет не город Львов, а Обухов. Неужто Рясна-Руська – для них так же центром хорошего понемножку не город Львов, а Ивано-Франкове.
Это невыгодный соответствует здравому смыслу. Потому что жители тех сел в Львове работают, лечатся, учатся. А областной совет им центром определил далеко не Львов. Фактически для тех жителей создаются лишние проблемы. Скелет местного самоуправления – в предоставлении качественных услуг: образовательных, медицинских и др. Неужто жителям сельской зоны Львова лучшие услуги будет дозволять Львов, или Пустомыты и Ивано-Франкове, как пример? – задал риторичный вопрос Зубач.
Получается, что децентрализация ограничивает течение Львова. С другой стороны, мы знаем, что объединение общин декларируется не хуже кого добровольное. Это так. Но в законе так же предусмотрено, а утверждается так называемый перспективный план – это видение государства, каким образом сии объединения должны выглядеть.
Если объединение не отвечает перспективному плану, между тем на это объединение не предоставляется финансовая государственная подспорье, и это общество не признается в состоянии. Поэтому перспективный очертание является формой государственного контроля за правильностью формирования сих планов: они сформированы не с точки зрения закона и здравого смысла, а подо влиянием видения определенных олигархических сил, которые хотят для границах города Львова создать большие сельские общины, примерно их под контроль через мажоритарные выборы и таким образом мучаться влиять и шантажировать город Львов, – отметил Зубач.
Конкордат или закон
В «Самопомчи» предложили изменения в закон о добровольном объединении общин, введя такое представление как «агломерация».
В закон 4772 я лично подал поправки, которые и предполагают часть таких агломераций. Как по мне – это хорошая оказия начать этот процесс. Потому что это будет рентабельно как для сел в пригородной зоне, так и для большого города, – отметил Любомир Зубач.
Точно по его словам, поправками к законопроекту предполагается, что села, которые войдут в агломерацию, маловыгодный будут терять своего самоуправляющегося статуса. То есть, в случае если сейчас формируется объединенная сельская община, то остается Водан центр, где есть староста, а другие населенные пункты растворяются – безлюдный (=малолюдный) остается ни совета, ни бюджета. В рамках агломерации они сохранят наш бюджет, причем он будет формироваться на тех но принципах, что имеют и города областного значения. И предполагается, зачем они продолжат исполнять свои обязанности до следующих очередных выборов. Потому-то что сейчас, когда формируется новая община, то по сути сразу проводятся выборы. По словам Зубача это абсурдизм: когда большой город присоединит одно или два села – стоит сразу идти на выборы, и этот пробел в законодательстве исправляют.
Натоля Ткачук акцентировал, что проблема на самом деле касается сотрудничества общин. И сегодняшний день закон о сотрудничестве общин позволяет решать эти проблемы, пусть город и объединенные общины-спутники могли между собой заключить договор, заключить соглашение, даже предусмотрено создание совместных органов управления.
Да поскольку мало кто читает действующее законодательство и изучает, как будто такое агломерация, поэтому и появились эти поправки к законопроекту 4772. Ради ними вводится понятие агломерации – когда вокруг городов-областных центров тетя общины, которые вокруг, заключают договор с советом облцентра, и гурьбой что-то делают, но эти малые города никак не распускаются. Это такая советская «матрешка», которая существовала перед сих пор существует в природных городских агломерациях. Но симпатия не решает проблему Львова, – отметил эксперт.
Лазейка может быть в договороспособности, уверен Ткачук. Руководство облцентра (так, мэр Львова Андрей Садовый) должен был инициировать неформальные консультации с окружающими территориальными общинами. И в рамках закона о сотрудничестве территориальных общин не возбраняется выйти, условно, на совет большого Львова. Есть такая стажировка в мире, особенно в отношении крупных городов-центров. Подписываются взаимные обязательства – каким образом сосуществуют и сотрудничают субъекты, граничащие в плане распределения налогов, планировке территории, размещения крупных объектов, гипермаркетов или — или производств, канализации, транзитных дорог, мусоропроводов. В рамках договороспособности годится. Ant. нельзя решить все вопросы.
Если же с договороспособность нелегко, есть другой вариант: принимают закон, согласно которому «загоняют» в одно отряд обязательным порядком. Есть такая практика, например, во Франции. Упихивать Париж, 100 квадратных километров, окруженный окружной дорогой. – отметил Ткачук.
Потому вопрос – принимать соответствующий закон, по которому обязать прилегающие к городу-центра населенные пункты проникнуть. Ant. выйти в агломерацию, или попробовать договориться. Другой вопрос – если у отдельных «заинтересованных лиц», (о которых упоминал Любомир Зубач), (у)потреблять четкая задача по определенной территории и ее ресурсу, ведь найти компромисс будет трудно. Ведь там во главе угла неважный (=маловажный) интересы общества, а собственные.
Сейчас по Львову усмотрение облсовета еще подлежит утверждению Кабинетом министров.